В ожидании Musterring
Немецкий концерн Musterring готов инвестировать в российскую мебельную розницу.
Начинают сбываться прогнозы о том, что едва только мы вступим в ВТО и запустим процесс снижения ввозных пошлин на мебель, крупнейшие западные игроки мебельной розницы активизируют своё внимание к России.
Мощные концерны из Германии — и это тоже просчитывалось на раз — просто в силу своего масштаба, необычайно высокой организованности и технологичности — должны были оказаться в первой волне. Так оно и происходит. Немцы, надёжно контролирующие собственный рынок, давно и энергично вкладываются в экспортные стратегии, поскольку внешние территории обеспечивают им сегодня основной прирост оборота. Какие бы каверзы ни ждали их в нашей загадочной стране, есть подозрение, что германская деловая воля способна побороть любые препятствия.
Германия идёт. Идёт с отличным продуктом, с правильным пониманием соотношения цена/качество, с отработанным десятилетиями маркетинговым инструментарием и технологиями управления. Вступать или не вступать с немецкими товарищами в долгосрочные бизнес-альянсы, — российским операторам предстоит решать самостоятельно.
Musterring входит в тройку наиболее узнаваемых мебельных брендов в Германии наряду с IKEA и Hulsta, причём Musterring считается одной из самых респектабельных марок немецкого массмаркета.
На сегодняшний день розничный годовой оборот групп компании Musterring составляет 4 млрд. евро. Примерно треть оборота обеспечена экспортными программами. Главный бизнес-продукт Musterring — крупный интерьерный магазин, представляющий широкий ассортимент мебели и товаров для дома. Компания сотрудничает со всеми известными мебельными ритейлерами Германии и демонстрирует хорошую динамику на зарубежных рынках.
В 1938 году компанию Musterring основал архитектор Йозеф Гёнер, который, по счастью, оказался ещё и удачливым предпринимателем. Именно он разработал и внедрил новаторскую для своего времени бизнес-концепцию, объединившую производственные компетенции, розничный бизнес и дизайнерские услуги. Проще говоря, Йозеф Гёнер решил продавать не мебель, а интерьерные идеи. Герр Гёнер принимал личное участие в разработке первой домашней коллекции Musterring, состоявшей из наборов для спальни, гостиной и кухни.
После войны глава Musterring принялся за реализацию ещё одной передовой идеи — он начал строить модель вертикальной кооперации, активно размещая на немецких мебельных фабриках заказы на коллекции Musterring или же закупая у производителей наиболее интересные модели оптом. Одновременно с этим компания взялась популяризировать новую мебельную марку среди независимых ритейлеров, предоставляя им, помимо самого продукта, полный спектр маркетинговых услуг.
К началу 1950-х под маркой Musterring работало около 200 мебельных операторов Германии, продукты от Musterring пользовались стабильным покупательским спросом. В 1953-м компания удостоилась Гран-при на выставке Alle sollen besser leben («Все должны жить лучше») за спальню M49, продажи которой составили 250 тыс. экземпляров. Награду основатель компании получил из рук легендарного Людвига Эрхарда — федерального канцлера ФРГ и автора культовой книжки «Благосостояние для всех».
В конце 50-х Musterring начал экспансию на соседние европейские рынки. Магазины компании появились в Австрии и Швейцарии, а в начале 70-х концерн начал продавать свою мебель в Канаде и Японии.
В это же время, успев до тонкостей отточить модель производственного аутсорсинга, Musterring бросил все силы на совершенствование розничного концепта. Так, озаботившись квалификацией сотрудников, компания открыла в 1978 году в Реда-Виденбрюке учебный центр для продавцов и сервисного персонала (центр работает по сей день, в нём ежегодно обучаются около 4 тысяч человек, занятых в розничном бизнесе партнёров Musterring). В области сервиса компания стала первопроходцем, открыв в 1994 году первый в немецкой мебельной отрасли специализированный центр сервисной поддержки клиентов.
В 1996-м состоялось программное событие для компании — открытие галереи Musterring площадью 4,5 тыс. «квадратов», представляющей полную, законченную версию розничного концепта.
Концепция
Musterring предлагает в своих магазинах широкий спектр товаров для комплексной меблировки жилого пространства: мебель для гостиных, мягкую мебель, столовые группы, спальни, кухни, прихожие, мебель для ванных комнат, матрасы и ковры.
Компания сотрудничает с 45 ведущими немецкими фабриками, среди которых Nolte, Sudbrock, Loddenkemper, Venjakob и другие. Коллекции Musterring представляют самые разные интерьерные решения для всех типов жилья. Ассортимент настолько разнообразен, что с компанией могут сотрудничать как операторы, ориентированные на средне-высокий сегмент, так и торговые фирмы, предпочитающие работать на массовом рынке. Сервисный пакет Musterring включает в себя единый каталог продукции, централизованное исполнение заказов, сильнейшую маркетинговую поддержку, разработку дизайн-проекта магазина или интерьерного корнера. Главная конкурентное преимущество бизнес-модели Musterring — её способность успешно интегрироваться в розничный бизнес любого типа. Формат Musterring хорошо приживается как в крупных мебельных универмагах и сетях, так и в небольших торговых точках.
Musterring в России
В 2012 году концерн Musterring подписал соглашение с немецким союзом Premiumwerk, который взял на себя функции официального представительства марки в России. По словам руководителя Premiumwerk Татьяны Рубиновой, первые поставки мебели Musterring в нашу страну уже начались. К февралю 2013 года представительство планирует заключить контракты с заинтересованными торговыми операторами и оборудовать несколько фирменных площадок Musterring в крупных городах России. На это же время запланирован и старт большой рекламной кампании.
— Первая презентация нашего проекта и формата Musterring прошла на Всероссийском мебельном саммите в Санкт-Петербурге нынешним летом, — сообщает Татьяна Рубинова. — Более системно и подробно мы представили бренд операторам из России в конце сентября, в рамках домашней выставки Musterring, проходившей в Реда-Виденбрюке. Концерн пригласил в Германию 150 российских мебельщиков, взяв на себя расходы по оплате поездки. Нам было важно понять, какая мебель интересна российской торговле, для того чтобы адаптировать формат и коллекцию под запросы российского рынка. Я рада, что первые отзывы о программах Musterring — более чем положительные.
В основе коммерческого предложения Musterring лежит интеграция современных маркетинговых технологий и опыта. Как утверждает Татьяна Рубинова, участники проекта Musterring делегируют в него лучшее из того, чем располагают, — компетенции, инфраструктуру и продукт. Татьяна Рубинова озвучила требования, которые Musterring предъявляет своим будущим партнёрам в России.
— При выборе партнёра мы будем учитывать несколько факторов. В первую очередь — наличие собственного или арендованного на длительный срок торгового помещения площадью не менее 100 «квадратов». Затем нас интересует ёмкость рынка конкретного региона, собственные оборотные средства операторов, необходимые для инвестирования в проект. Первоначальные инвестиции в открытие фирменной точки Musterring должны, по нашим расчётам, составлять не меньше 60 тысяч евро.
Сама же компания Musterring готова помочь российским партнёрам в подготовке проекта будущего магазина, в обучении специалистов, в разработке бизнес-плана. Партнёрам предоставляется маркетинговый план, предусматривается паритетное финансовое участие в региональном продвижении марки, высылаются бесплатные POS-материалы.
Обучение персонала — важная часть программы сотрудничества с торговыми партнёрами. В течение года Musterring готов профинансировать специализированные тренинги для торгового персонала фирм-партнёров на базе обучающего центра в Реда-Виденбрюке.
— Будущие партнёры Musterring получают прекрасную возможность подготовить свой персонал к работе ещё до открытия самого магазина, — уточняет Татьяна Рубинова. — Существует несколько программ обучения, рассчитанных как на новичков, так и на опытных сотрудников. Формы обучения также варьируются. Можно отправить группу сотрудников магазина в Германию, можно пригласить тренеров в Москву или любой другой российский город, где будет работать партнёр Musterring.
Ася Зелинская
№8 (113), октябрь 2012 г.
* полную версию статьи читайте в печатной версии журнала «Мебельный бизнес»